Тенденции развития мировой алюминиевой отрасли в 2017 году

10.09.2019 0 Автор admin

Цены на алюминий растут во всех регионах, ведущие экономики заявили о новых стимулах для инфратсруктурной модернизации и эксперты полагают, что 2017 год будет успешным для алюминиевой отрасли.

Мировой спрос на алюминий в первом квартале 2017 года продолжил расти. Источниками роста стали транспортная, строительная, упаковочная и электротехническая отрасли. Во всех регионах рост спроса обусловлен увеличением расходов потребителей на приобретение автомобилей, товаров длительного пользования, а также ростом инвестиций в основной капитал.

Существенное влияние на увеличение спроса на алюминий оказывают снижение веса конструкций транспортных средств на фоне повышенного внимания к снижению выбросов, а также новые возможности для использования алюминия в строительстве. Мировой спрос на алюминий в первом квартале 2017 года вырос на 5,5% по сравнению с первым кварталом 2016 года – до 15 млн тонн. Производство алюминия в мире в первом квартале 2017 года выросло на 7,8% – до 14,9 млн тонн. Таким образом, мировой рынок алюминия находился в сбалансированном состоянии.

По оценкам CRU, спрос на алюминий вне Китая в первом квартале 2017 года вырос на 3,4% по сравнению с первым кварталом 2016 года – до 7,1 млн тонн. Производство алюминия (включая производство в восьми странах, не предоставляющих отчетность) в первом квартале 2017 года выросло на 1,2% по сравнению с первым кварталом 2016 года – до 6,7 млн тонн, что обеспечило дефицит на рынке алюминия вне Китая в размере около 400 тыс. тонн.

Уровень запасов алюминия на рынках вне Китая в марте 2017 года приблизился к докризисным уровням в 3,6 млн тонн, что соответствует 46 дням потребления против 110 дней потребления в 2014-2015 годах. Запасы продолжают снижаться быстрыми темпами.

Европейский рынок

Спрос на первичный алюминий в Европе в первом квартале 2017 года вырос на 2,1% по сравнению с первым кварталом 2016 года под влиянием быстрого восстановления и роста промышленного производства.

Автомобильная промышленность в Европе находится на подъеме. Производство легковых и грузовых автомобилей в ведущих странах-производителях (Германия, Испания, Великобритания, Турция, Чехия, Италия и Польша) выросло в первом квартале 2017 года на 5,9% (или на 210 тыс. автомобилей), что привело к увеличению спроса на продукцию проката на 3,1% и на продукцию экструзии на 1,8%.

Спрос на продукцию прессования также увеличился благодаря улучшению показателей строительной отрасли ЕС. Рост объемов строительства в феврале 2017 года составил 7,1% по сравнению с февралем 2016 года и 6,9% по сравнению с предыдущим месяцем. Хотя в первом квартале 2017 года спрос на алюминиевую катанку существенно не увеличился, значительное улучшение спроса в будущем ожидается в связи с расходами на инфраструктуру, запланированными на следующие 18 месяцев.

По оценкам Европейской комиссии, в текущем десятилетии потребуется около 200 млрд евро для усовершенствования ЛЭП и газопроводов.

Рынок Мексики, США и Канады

В США и Канаде транспортная, строительная и электротехническая отрасли стали источниками увеличения поставок продукции проката, экструзии и катанки на 2,5%, 0,7% и 10,2% соответственно, что привело к общему росту спроса на первичный алюминий на рынках Северной Америки на 3,3%.

Рост жилищного строительства, а также увеличение выпуска автомобилей в США обеспечили улучшение показателей в транспортной и строительной отраслях. Положительная динамика в области жилищного строительства наблюдается с конца прошлого года, в марте 2017 года рост составил 9% по сравнению с мартом прошлого года.

Высокие показатели роста производства легковых автомобилей в Северной Америке продемонстрировала Мексика, где в январе-марте 2017 года рост производства составил 18,4%. Общий рост объема производства автомобилей в США, Канаде и Мексике за отчетный квартал составил 1,5%. Ожидается, что рост инвестиций в основной капитал в США в 2017 году составит 3,5% по сравнению с 2016 годом, что связано с ожиданиями одобрения плана правительства по развитию инфраструктуры, 5 предполагающего расходы в размере 1 трлн долларов США. Тем самым создается хорошая база для дальнейшего роста спроса на алюминий во всех основных отраслях.

Япония

Япония, второй в Азии рынок потребления алюминия после Китая, с начала 2017 года демонстрирует хорошие экономические показатели, чему способствовал низкий курс иены, приведший к повышению конкурентоспособности экспорта японских товаров, в частности товаров промышленного назначения, в большинство стран Юго-Восточной Азии.

Транспортная отрасль – крупнейший конечный потребитель алюминия в Японии – в первом квартале 2017 года демонстрировала хорошие результаты, что привело к росту импорта первичного алюминия в эту страну на 23%. Производство автомобилей увеличилось на 6,5%, в результате чего объемы поставок алюминия (продукция проката, экструзии и литейного производства) в данном сегменте выросли в период с января по февраль 2017 года на 4,4%.

Жилищное строительство в Японии в 2016 финансовом году выросло на 5,8% по сравнению с 2015 годом – до 974 137 объектов. Рост показателей обеспечило увеличение объемов строительства жилья для сдачи в аренду. Общее строительство жилья в финансовом году, который закончился в марте 2017 года, было незначительно ниже рекордного показателя 2013 года (987 254 домов), который был обусловлен повышением с 1 апреля 2014 года налога на потребление. Рост объемов жилищного строительства привел к увеличению поставок алюминия для строительной отрасли на 0,9% в январе-феврале 2017 года.

Страны АСЕАН

Автомобильная отрасль в странах АСЕАН в первом квартале 2017 года продемонстрировала рост в 2%. Кроме того, рост экономики Индонезии – крупнейшей в АСЕАН – обеспечивают высокие цены на сырьевые товары и рост государственных расходов, заложенных в бюджете этого года. Резкий рост производства автомобилей в январе-марте 2017 года, составивший 12%, задействовал все имеющиеся мощности по производству металлопроката.

Китайская экономика в начале года демонстрировала уверенный рост. Значение индекса PMI в марте 2017 года достигло 51,8 пункта, в то время как промышленное производство в марте 2017 года выросло на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост ВВП Китая в первом квартале 2017 года по сравнению с первым кварталом 2016 года составил 6,9% вместо ожидаемых 6,8%.

Важной новостью стало недавнее заявление о том, что Пекин потребует от автопроизводителей обеспечить, чтобы не менее 8% их продукции составляли электромобили. Это создает новую платформу для значительного увеличения спроса на алюминий в автомобильной отрасли Китая и, безусловно, повлияет на глобальный спрос.

По данным Китайской ассоциации промышленности цветных металлов, производство первичного алюминия в Китае в первом квартале 2017 года выросло на 14,2% по сравнению с первым кварталом 2016 года и составило 8 191 тыс. тонн. Однако в годовом исчислении объемы производства снижаются: в феврале 2017 года производство сократилось на 4,9% по сравнению с предыдущим месяцем, а в марте – на 3,5% по сравнению с предыдущим месяцем.

Эти данные могут свидетельствовать о начале выравнивания спроса и предложения в Китае в связи с политикой центрального правительства по строгому контролю ситуации с перепроизводством.

По оценкам РУСАЛа, спрос на алюминий в Китае в первом квартале 2017 года вырос на 7,5% – до 7,8 млн тонн по сравнению с первым кварталом прошлого года. Таким образом, профицит алюминия на рынке Китая в отчетном периоде составил 400 тыс. тонн в результате запуска новых и возобновления ранее приостановленных мощностей.

Экспорт алюминиевых полуфабрикатов из Китая сократился в первом квартале 2017 года на 1% по сравнению с показателем годом ранее. При этом экспорт экструзии из Китая существенно упал – на 33% в первом квартале 2017 по сравнению с показателем годом ранее на фоне снижения экспорта нелегальных полуфабрикатов. В то же время реализация реформы предложения теперь напрямую затрагивает алюминиевую отрасль и направлена на борьбу с переизбытком алюминиевых мощностей.

Выполнение жестких экологических требований в городах около Пекина (26+2), закрытие нелегально построенных мощностей, а также усиливающийся контроль над новыми проектами окажут существенное давление на предложение алюминия, начиная со второго полугодия 2017 года. 6 12 апреля 2017 года в качестве дополнительной регулирующей меры ряд профильных министерств и ведомств Китая совместно выпустили постановление «О работе по упорядочению ситуации с незаконными проектами в промышленности первичного алюминия». В преамбуле документа говорится о необходимости стандартизации инвестиций в строительство алюминиевых мощностей и строгого контроля за перепроизводством.

Правительство уезда Чанцзи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) впоследствии выпустило уведомление о незаконности строительства трех алюминиевых заводов с суммарной мощностью 2 млн тонн алюминия в год и необходимости немедленной остановки строительства данных предприятий. Риск остановки или прекращения работы сохраняется в отношении ряда других проектов и производственных мощностей. Кроме того, существенный рост издержек производства алюминия в Китае, превысивший 40% в первом квартале 2017 года, и продолжающееся давление на себестоимость главным образом со стороны цен на углеродное сырье, существенно повлияли на неинтегрированных китайских производителей алюминия, работающих с низкой рентабельностью или убытками.

Биржевые цены

Цена алюминия на LME в целом оставалась на уровне выше 1 900 долларов США за тонну в первом квартале 2017 года, достигнув в марте 2017 года отметки 1 955 долларов США за тонну. Это связано с увеличением дефицита металла на рынках США и ЕС, ожиданием сокращения производства в Китае, а также с существенным ростом себестоимости производства.

Премии на алюминий в ключевых регионах продолжили расти в первом квартале 2017 года, увеличившись в среднем на 27,8% по сравнению с четвертым кварталом 2016 года. Это связано с высоким спросом и снизившимся предложением в ключевых регионах на фоне сокращения/закрытия производственных мощностей в Северной Америке и Австралии.

Внимание наблюдателей отрасли в текущем году будет также сосредоточено на жалобе в ВТО, которая была подана против алюминиевого импорта из Китая.